МАСТЕР — КЛАСС «Лепбук, как средство решения проблемной ситуации на занятиях познавательного и речевого развития»
10 августа 2022
Что такое ЛЭПБУК?
Лэпбук- в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым и познавательным содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу.
Используя лэпбук можно провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
информативен
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Содержание лэпбука по речевому и познавательному развитию:
Скороговорки.
Цель скороговорок – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения сложных звуков, а также развития дикции.
Загадки.
Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.
Игра «Один-много»
Цель игры: практическое освоение словосочетаний с числительными ;
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: практическое освоение слов с противоположным значением.
Ребенку предлагается сказать наоборот.
Вариант № 1 (антонимы из числа прилагательных)
Примеры: медленный – быстрый, веселый – грустный,
Вариант № 2 (антонимы из числа глаголов)
Примеры: открыть – закрыть, уйти – вернуться
Игры на закрепление звуков.
Цель: Автоматизация звуков в словах и фразах (в середине слова).
Игра «Кто в каком домике живет?»
Предложите ребенку расселить слова в домики.
Слова, состоящие из одного слога – в домик с одним окошком, из двух слогов – с двумя окошками, из трех – с тремя окошками.
«Найди картинку»
Взрослый предлагает ребенку подобрать картинку, название которой состоит из 2 слогов, из 3 слогов. Для игры отбираются картинки, в названиях которых не только 2 и 3 слога, но и 4, и 1, что бы ребенок упражнялся в определении количества слогов.
Итог: лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и познавательному развитию.
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
- лэпбук для воспитателей – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход;
Таким образом, ЛЭПБУК Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.